За электродвигателями будущее яхтинга?

20.10.2021

Говоря об электрических двигателях для яхт, мы вступаем на путь рассуждения об утопиях или…? 

Громкие призывы отказаться от использования нефти, угля и газа, откровенное лоббирование интересов «зеленых» технологий ведут к постепенному отказу от бензиновых и дизельных двигателей. Европейские страны заявляют о прекращении их производства к 2040 году. С ограничениями и запретами сталкиваются и владельцы водного транспорта – ряд водоемов Европы уже частично или полностью закрыты для судов с ДВС. 

Преимущества катеров с электромоторами

Исследования экологов показывают, что мировое судоходство приносит в копилку загрязнения планеты 13% выбросов оксида серы и 15% оксида азота. А Шведский метеорологический и гидрологический институт привел данные, по которым выброс парниковых газов в результате движения судов в 2019 году превысил выброс авиатранспорта на внутренних линиях. И более 26% из них приходится на частных судовладельцев (по сути на маломерный флот). Зеленые продвигают лозунг: «Мир нуждается в более безопасном для природы транспорте». Одним из широко разрекламированных достоинств электрокатеров является экологичность. Да, электромоторы не распугивают рыб и птиц ревом двигателей, они не извергают в атмосферу выхлопные газы, в реки не попадают остатки масел и горючего. Однако производство аккумуляторных батарей – дело очень грязное, а их утилизация – наносит окружающей среде непоправимый урон, к тому же почти 70% электроэнергии в мире добывается путем сжигания ископаемого топлива – угля, газа, нефти.

Если бы все достоинства электрических катеров (и автомобилей) сводились только к их природной безопасности настолько бурного развития технологий в последние десять лет не произошло.

Подробнее об этом

С учетом затрат энергии на винте, эффективность силовой установки катера с ДВС не превышает 15%, эта характеристика для лодки с электрической силовой установкой – не менее 50%. При этом КПД гребного винта электромотора может превышать КПД двигателя внутреннего сгорания в 3 раза. Это связано с тем, что максимальный крутящий момент на валу электродвигателя не зависит от скорости его вращения, а ДВС достигает лишь при определенной частоте вращения. Этот фактор позволяет изготовить для электродвигателя гребные винты повышенной эффективности.

Электрический катер представляет более высокий уровень комфорта, сама конструкция привода электрокатеров  имеет более простое устройство.

Недостатки

На сегодняшний день электрические катера имеют три видимых проблемы – небольшая дальность хода на полной зарядке, невысокая скорость и длительная зарядка батарей.
И если последняя проблема находится на пути решения (зарядка постоянным током дает до 80% от максимальной за короткое время), то результаты по первым двум не впечатляют: как великое достижение судостроителями подается новость, что катер на скорости 30 узлов проходит 30 км, или движется 8 часов со скоростью 9-10 км/ч.

В отличие от электрических автомобилей, даже незначительное повышение скорости катера вызывает резкий расход энергии, а имеющиеся батареи не могут обеспечить достаточной емкости заряда.

На сегодняшний день большая часть электрических судов могут быть использованы лишь в качестве прогулочных, покрывать большие расстояния на хорошей скорости они не способны. А это не совсем то, что люди ждут от катеров. Возможно дальнейшее развитие технологий предоставит батареи, которые позволят резко увеличить автономность  малых судов.

Больше событий в бортовом журнале: