Яхтенный туризм. Быть ли морским перевозкам на Кубани?

18.08.2021

Этим летом вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель утвердил Концепцию развития яхтенного туризма в своем регионе. Это значимый шаг, позволяющий создать дополнительную ветвь развития местной экономики. Однако ещё предстоит решить целый ряд задач, прежде чем отрасль начнёт работать правильно. Планируется создать 23 полноценных порта, которые смогут расположить до 7000 яхт. Четыре из них будут строить на берегу Азовского моря, остальные ‒ на Черноморском побережье.

Какие проблемы существуют? Сейчас на Кубани есть стоянки для яхт, их около десяти. Но только две по праву считаются полноценными маринами, одна из них находится в центре Большого Сочи, вторая ‒ в Адлере. Инфраструктура позволяет принять не больше 600 судов, причем, речь идёт только о Чёрном море, Азовское такими возможностями не располагает вовсе. Ещё два яхтенных порта уже строятся в Геленджике. Они и станут первым шагом на пути к реализации Концепции. Зачем это необходимо? Развитие яхтенного туризма создаст новые рабочие места, привлечёт потенциальных владельцев судов и возродит морские перевозки, которые полностью прекратились в 90-х. За счёт конкуренции упадет цена на аренду стоянки, а, вместе с ней, и стоимость услуг для туристов.

Сейчас в Сочи стоимость места для двенадцатиметровой яхты составляет от 50-ти до 70-ти тысяч рублей в месяц. Владельцам дешевле ремонтировать и содержать свои суда за рубежом, а не в родном порту. Протяженность полосы открытого моря в Краснодарском крае составляет 800 километров. Такой масштаб ‒ прекрасная возможность начать и прибрежное судоходство. Кроме того, яхты небольших размеров смогут преодолевать расстояние от одного порта к другому в течение светлого времени суток, что обезопасит суда и их владельцев. Не стоит откидывать в стороны и эстетический вопрос. Современные яхты ‒ красивые сооружения, которые только добавят колорита курортным городам и привлекут новых туристов. Есть ли перспективы у проекта? Конечно, принятие документа ‒ это лишь маленький старт на пути к развитию отрасли в Краснодарском крае. К тому же, регион имеет печальный опыт: в 2005 и 2011 годах такие концепции уже принимались, но до реализации идеи дело так и не дошло. Современная Концепция создана согласно поручению президента и правительства Российской Федерации, цель которых ‒ объединить главные туристические точки Кубани.

С учетом уже проделанной работы, шансы на доступный яхтенный туризм значительно возросли. В то же время, эксперты утверждают: на скорое решение проблем рассчитывать не стоит. Отрасль находится в плачевном состоянии, на строительство марин и проработку всех дополнительных вопросов потребуется не менее десяти лет. Первоочередная задача ‒ привлечение капитала. Один «Порт Геленджик», который планируют запустить уже в следующем году, обойдется в 6,5 миллиардов рублей. Чтобы дальнейшие проекты в рамках Концепции развивались быстрее, нужно не только найти инвесторов, но и создать выгодные условия для партнёрства частных бизнесменов и государства. Планируется ввести льготы и включить порты в бюджетные программы. Работа, которую предстоит сделать на государственном уровне ‒ обновить законодательство о навигации в море. Существующие нормы и требования сильно устарели и не отвечают современным реалиям. Так, даже в прибрежных водах действует пограничный контроль, а в портах от владельцев требуют дополнительные документы, чего вполне можно избежать. Однако проблемы и задачи будут решаться постепенно, а четкий план действий позволяет верить, что морским перевозкам на Кубани всё же быть.

Больше событий в бортовом журнале: