Тогда и сейчас: о яхтенном дизайне

25.04.2021

Проектирование судов — древняя наука, со временем трансформирующаяся в целую инженерную специальность со своими ответвлениями. Если добавить к этому ее непременную эстетическую составляющую, неотъемлемо важную как для моторных яхт, так и для парусников, проследить за становлением этой науки становится не так-то просто. Изменения и трансформации за последний век невероятны.

Сто лет назад любой мечтающий стать проектировщиком яхт, должен был прежде пройти практику в несколько лет на должности чертежника. Верфи или конструкторские бюро не слишком охотно брали новичков, стремясь сохранить как можно больше секретов внутри и воспитывали проектировщиков самостоятельно. Проектные работы требовали и графических навыков для изготовления чертежей, и выполнения сопутствующих расчетов, и взаимодействия со строителями судов, и участия в их испытаниях, а всему этому лучше обучаться на практике. 

В те времена у яхтенных проектировщиков нередко были собственные именные лекала для построения линий теоретического чертежа — именно обводы составляли основной секрет успеха, поскольку умением начертить изящный корпус «в гармонии с океаном» обладали не многие. Сегодня лекала успешно заменяет современное программное обеспечение для трехмерного моделирования и расчетов, но это создает ложное представление, будто проектировать яхты может каждый, даже человек без образования и опыта. Например, в США немало яхтенных дизайнеров без высшего технического образования, но как же тогда обучение и годы практики? И вот тут стоит помнить, что компьютерные программы, как и те самые лекала, — всего-навсего инструмент, полезный лишь в умелых руках.

Не так удивительно то, что тенденция ранее привлекать к проектированию яхты обычного промышленного дизайнера или человека без соответствующего опыта, породила своеобразные проблемы для целой индустрии. Появившиеся формы экстерьера конечно стали интуитивно ясны для любого далекого от морской тематики потребителя, но… Результат для некоторых проектов средиземноморских яхт оказался плачевным. Круизеры напоминали пластиковый короб без изысков, больше подходящий для перевозки грузов, чем для отдыха. Геометрия таких судов, сформированная в угоду интерьеру, а не эксплуатационным характеристикам, конечно позволяет вписать в небольшую площадь яхт больше удобств, но теряет в ходовых свойствах. 

Однако настоящие верфи со своей собственной историей никогда так не поступали. Если говорить об английской Princess Yachts или французской Beneteau, здесь глубина инженерной и проектировочной проработки всегда находилась на высоте. Стоит ли упоминать, что конструктора, используя современное программное обеспечение никоим образом не оторваны от реальности. Имея возможность многократно упростить трассировку магистралей, сделать точный расчет узлов повышенного напряжения, нагрузки и центра величины и пр., на что ранее уходило до 70% рутинной работы, они способны соблюсти не только эргономику яхты, но и разработать концепцию современного дизайна.

На практике работы этих верфей по-прежнему присутствуют испытания масштабных моделей яхт в опытовых бассейнах, особенно это касается судов с особенными обводами, для моделирования ледовой ситуации. Современная вычислительная гидродинамика позволяет дать полную картину обтекания корпуса, в том числе на волнении даже для тех яхт, которые не проходили практических испытаний на этапе проектирования. 

Значит ли это, что судно теперь можно полностью просчитать на компьютере, не тратя время и средства на бассейновые «прогоны» масштабной модели? Достоверность расчетов гидродинамики зависит от качества их привязки к результатам модельных и натурных испытаний ранее построенных судов. Даже с появлением новых инструментов и ростом запросов разработка дизайна и проектирование яхт по-прежнему остаются многоэтапным процессом, требующим командной работы, хотя теперь человеческих ресурсов нужно меньше. По-прежнему ключевым остается морской опыт самих проектировщиков: яхтенный дизайн невозможен без глубокого осмысления яхты как полноценного судна, а поистине талантливый дизайнер должен быть носителем определенной яхтенной культуры, связующим звеном между искусством предыдущих поколений и технологиями современности. 

Больше событий в бортовом журнале: