Публикуем несколько выдержек из интервью Глеба Бобиренко изданию «Forbes», которое генеральный директор яхтенного агентства Nautica Boats дал 17 июня 2021 года.
С чего началось развитие яхтенной индустрии на российских берегах Черного моря?
Большой толчок дала Олимпиада 2014 года. В Сочи появилась Гранд-Марина вместимостью около 300 яхт и Имеретинский яхтенный порт. Он на данный момент достраивается, в следующем году количество стояночных мест будет почти таким же, как в Гранд-Марине. В естественной бухте Геленджика, хорошо защищенной от южных ветров, всегда стояли яхты на частных причалах, но эти стоянки нельзя назвать яхт-клубами или маринами. Сейчас в Геленджике ведется строительство большой марины вместимостью до 250 стояночных мест. Это будет и грузопассажирский порт, и яхтенная марина. Есть несколько яхт-клубов в Новороссийске, яхт-клуб в Большом Утрише. В общем, на данный момент общее количество стояночных мест в регионе составляет около 650–700, не считая Крыма. Речь идет об отрезке Черноморского побережья протяженностью 350 км. В начале 2020 года мы начали наблюдать ситуацию с оттоком яхт с Черноморского побережья — это было связано с их продажей собственниками. В основном яхты продавались в регионы Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Байкала. Сейчас брокеражный рынок находится, скажем так, в некоем вакууме, потому что яхт мало и все они были проданы в 2020 году. Это очень хорошо сказалось на заказах новых яхт.
Какие перспективы вы видите у вашего региона? Можете назвать самые популярные места и маленькие бухты, о которых еще мало кто слышал?
Я думаю, что на нашем Черноморском побережье уже все хорошие места известны. Сочи — это тусовочное место. Здесь есть определенные ограничения по хождению, с одной стороны Бочаров ручей, с другой — Абхазия. Поэтому стиль хождения, стиль отдыха здесь больше дневной, тусовочный. Если говорить о путешествиях, то, конечно, самый ближайший порт-убежище и бухта — это Геленджикская бухта. Это очень красивое место. Здесь очень красивая якорная стоянка, популярная в летнее время. На тендере можно дойти до ближайшего причала, заказать джипинг, съездить в горы. Новороссийск скорее индустриальный. Мне очень нравится бухта Новороссийска, потому что это мой родной город, но развитая инфраструктура здесь — вопрос отдаленного будущего. Еще одно очень красивое место — это Большой Утриш. Под Анапой есть небольшая стоянка с заправкой на воде, с ресторанами. Здесь есть интересные маршруты для прогулок, походов в горы, ведь марина находится в заповедном месте с реликтовыми лесами. Мы всегда советуем нашим клиентам остановиться там, поесть свежей черноморской рыбы, погулять.
Кстати, спешим уточнить для наших клиентов в Геленджике — мы открыли дополнительный офис на ул. Портовая, 20. Вы всегда можете связаться с нами по телефону +7 918 499-93-33, чтобы договориться о встрече!
В целом владение яхтой в России дороже, чем в Европе?
Я бы сказал, что дороже стоит только стоянка. Стоимость содержания экипажа, сервисные затраты те же. Сети стоянок в Турции и Хорватии.
Насколько дорого держать яхту в Сочи?
В Сочи дороже, чем в Хорватии, Черногории или Турции.
Более полную версию интервью вы можете прочесть на сайте Forbes.ru по ссылке выше.