В последние годы для яхтенной индустрии постоянно ведутся разработки новых технологий парусного вооружения. Это касается технологий жестких парусов, которые используются по большей части в гонках. Однако технология жестких парусов создавалась главным образом для крупных яхт, при ежедневном использовании она не настолько удобна.
Швейцарские ученые – яхтсмен и специалист по аэродинамике Эдуард Кесси и инженер-авиастроитель Лоран де Калберматтен создали технологию надувного паруса-крыла или IWS (Inflated Wing Sails). После совместной работы по созданию легких самонадувающихся крыльев для парапланов и дельтапланов Кесси и Калберматтен предположили, что подобные надувные крылья будут хорошо работать и на яхте в вертикальном положении.
Конструкция надувного парусного вооружения
Демоверсия надувного парусного вооружения представлена на Женевском озере в Швейцарии. В основе конструкции находится телескопическая мачта из пяти сегментов, которая находится в аэродинамическом центре самого паруса.
Парусное вооружение IWS изготавливается по принципу воздушных шаров. Площадь его составляет 42м² при весе в 100 кг. Парус симметричный, имеет форму крыла, он разделен на 30 полых сегментов, камеры внутри которых соединяются друг с другом большими каналами для свободного прохождения воздуха.
Процесс поднятия крыла занимает всего несколько минут. Компрессор, расположенный под палубой нагнетает давление внутри алюминиевой телескопической мачты, благодаря чему все 5 сегментов ее выдвигаются на высоту 11 метров. При этом симметричной формы тканевый концевой обтекатель профиля крыла, движется вверх вместе с мачтой.
Вентиляторы, находящиеся внутри передней кромки паруса нагоняют воздух, необходимый для подъема крыла вместе с мачтой и отвечают за стабилизацию при любом ветре. Таким образом, новое парусное IWS-вооружение подготовлено к работе всего за пару минут.
При необходимости часть паруса-крыла сдувается, а высота мачты уменьшается (складывается). В условиях сильного ветра оставляют рабочими только 4 сегмента. Пустая ткань укладывается вокруг легкого гика Nest, расположенного у основания надувного крыла, что также используется для стоянки.
Управление надувным парусом-крылом
Система парусов IWS представляет технологически новый способ движения под парусом, отличающийся плавностью и сбалансированностью хода. IWS-крыло постоянно стабилизируется высоким давлением внутри, поэтому он постоянно находится в рабочем состоянии. Маневры под надувным парусом не требуют никаких усилий, всю работу выполняет только один рулевой.
Надувной вооружение IWS постоянно находится в работе, оно само приспосабливается к движению относительно ветра, причем изменения его положения при маневрах не влияют на скорость.
Преимущества
Инновационная система надувных парусов IWS представляет очевидную альтернативу обычного парусного вооружения. Надувное крыло ведет себя стабильно относительно ветра, с ним легко управляться, да и само управление можно автоматизировать. Отпадает необходимость в винтах, фалах и лебедках – палуба разгрузится от излишнего оборудования.
Новое парусное вооружение имеет целый ряд преимуществ и совсем немного недостатков. Пока еще неизвестно, как станет работать телескопическая мачта на больших яхтах и сколь долговечен будет материал паруса. Изобретатели Эдуард Кесси и Лоран де Калберматтен уже рассматривают эти вопросы, в частности они планируют заменить алюминий мачты на ламинированное углеродное волокно.
IWS – инновация для яхт, а в будущем — для крупных пассажирских и грузовых судов. Возможно, инновационный надувной парус-крыло изменит мир яхтинга.