Есть ли понятие тест-драйва при покупке яхты: что оно включает?

16.09.2020

Покупая любую технику, например автомобиль, квадроцикл или гидроскутер, совершенно нормально провести тест-драйв. Это позволяет не только провести внешний и внутренний осмотр, но также убедиться, как ведет себя тот же автомобиль на дороге, как работают его основные системы и узлы.
Тест-драйв при покупке яхты – явление вполне нормальное и закономерное, учитывая стоимость таких суден. Потенциальный владелец хочет собственноручно убедиться в том, в каком состоянии судно и отдельные элементы, насколько оно приспособлено для его целей, как ведет себя в открытом море и тому подобное. Поэтому рассмотрим подробнее, что включает в себя тест-драйв яхты.

Тест-драйв и чартер: в чем разница?

Не нужно путать тест-драйв яхты с чартером. Несмотря на то, что в обоих случаях можно ознакомиться с ходовыми качествами и тонкостями управления, между этими понятиями большая разница.
Чартером называется аренда яхты на продолжительный срок, от нескольких дней до нескольких месяцев, возможно вместе с экипажем. За это время можно прекрасно ознакомиться со всеми достоинствами, недостатками и особенностями выбранного вами судна, но основная задача чартера – это все же отдых.
Тест-драйв включает в себя испытания ходовых и мореходных качеств судна в течение короткого времени, обычно нескольких часов, обязательно с владельцем судна или экипажем, включающим в себя шкипера.

Как провести «правильный» тест-драйв

1. Визуальный осмотр судна. Особенно это касается подержанных суден, которым 10-15 лет, так как практически все верфи дают гарантию на корпус. Внимательно осмотрите корпус, палубу, надстройки, проверьте состояние рубки, гелькоута, иллюминаторов. Загляните в каждое помещение, в трюм. Ищите следы плесени, вмятины, царапины, сколы краски или прогибы на пластике – все эти факторы подскажут вам очень много о том, как хранилась лодка.
2. Морские испытания. Проводить тест-драйв ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно в акватории, на которую она рассчитана. Если вы планируете покупку яхты категории С, то достаточно будет опробовать ее в заливе или в прибрежных водах. Но для яхты категории А, предназначенной для океанского плавания, нужно выходить на испытания в открытое море – только так вы сможете понять, как судно ведет себя на морской волне, вдали от берега. Большинство верфей предлагают своим клиентам специальные программы тест-драйва, включающие несколько выходов в море сроком 3-4 часа. Причем проводятся выходы в разное время и в разную погоду, чтобы будущий владелец сумел адекватно оценить, как судно ведет себя на спокойной воде и на волне.
3. Ходовые испытания. Для моторных лодок важно оценить, насколько хорошо работает двигатель в разных режимах: минимальный, крейсерский и полный ход. Обязательно уточните паспортные данные: какую максимальную скорость может развить лодка, какой расход топлива для каждого режима. Сверьте технические характеристики с реальными показателями – если двигатель не развивает ту скорость, которая указана в паспорте, значит может понадобиться капитальный ремонт или даже замена, а это значительные расходы в будущем.
4. Проверка корабельных систем. Убедитесь, что на борту имеется все навигационное оборудование, средства связи, спасательные и противопожарные средства, указанные в комплектации. Проверьте их работу – в открытом море или океане от их исправной работы будет зависеть ваша жизнь.

И самое главное правило – если владелец лодки или верфь не соглашаются на проведение тест-драйва, как вы не понравилась вам яхта, задумайтесь над тем, стоит ли ее приобретать. Не имея возможности испытать яхту в море, вы покупаете «кота в мешке» и в 99% после покупки вам придется потратить приличную сумму, сопоставимую со стоимостью самой лодки, на ремонт.

Больше событий в бортовом журнале: