Экскурсии на производство. Верфь изнутри

30.03.2021

Романтика и математика

Белоснежная яхта на фоне заката – это сказка, которая может стать былью. На пути воплощения мечты в жизнь множество этапов, в каждом из которых участвуют десятки специалистов. На изготовление одной яхты уходит несколько месяцев, иногда – больше года. В первую очередь, создается проект, делаются основные расчеты, составляются схемы систем коммуникации, разрабатывается дизайн интерьера, и наконец, оцифрованные проектные чертежи попадают на производство.

Современная верфь представляет собой огромный комплекс, общей площадью в несколько тысяч квадратных метров. На ее территории располагаются ангары, причалы, доки, тестовые бассейны. Собственно производство находится в цехах. Это огромные, светлые и чистые помещения с определенным температурным режимом и хорошей системой кондиционирования. Складские помещения предназначены для хранения необходимых деталей, количество которых может доходить до сотен тысяч. Для перемещения между цехами используется судовой лифт грузоподъемностью в несколько сотен тонн.

От мечты к реальности

Первый этап производства – формовка корпуса: он может быть из стали, алюминия, стекловолокна или смешанных материалов, – все зависит от размеров судна. Сегменты корпуса собираются в соответствии с чертежами. Все это происходит в большом строительном цехе. Здесь же свариваются все швы корпуса, а затем привариваются палуба, надстройка и несущие элементы: мачты, хардтопы и т.д. Если яхта строится из композита, корпус и палуба двигаются по участкам раздельно, пока не происходит их сборка. Обустройство палубы подразумевает покрытие ее краской или специальным синтетическим материалом, установку палубных люков и оборудования (блоков, лебедок и т.д.), остекление рубки.
На следующем этапе выполняется теплоизоляция корпуса, предварительно он тщательно зачищается – обрабатывается специальными химическими реагентами. После установки изоляционного материала корпус грунтуется в несколько слоев и покрывается краской. Для такого трудоемкого процесса как покраска существует специальный цех или покрасочный ангар.

Неотъемлемая часть верфи – столярная мастерская. В ней изготавливается яхтенная мебель, основу которой делают из легкой фанеры или сэндвич-панелей, а наружный слой покрывают шпоном из ценных пород дерева. Здесь же выполняется лакировка и установка фурнитуры.
В специальном цехе происходит внутреннее наполнение яхты, устанавливаются необходимые коммуникации: трубопроводы, сантехника, технические и электрические системы.

Один из последних этапов – закрепление парусов и такелажа, а завершающим аккордом является монтаж приборов и инструментов.
Перед тестовым спуском на воду на яхте проходит генеральная уборка. Тестирование длится несколько дней, оно включает в себя ходовое испытание судна, проверку функционирования всех систем, настройку оборудования и такелажа. После проведения тестовой проверки на воде судно отправляется на встречу с владельцем.

Спуск на воду в присутствии заказчика – самый торжественный момент во всей производственной цепочке. Однако есть и еще один – закладка киля – начальный этап, задающий тон всему строительству. Во все времена ему уделяли особое внимание, например, давняя традиция в судостроении – положить под киль монету. В настоящее время подобные ритуалы не утратили ценности: в начале строительства выполняется символический первый сварной шов или отрезается первый кусок стали. Такие талисманы почетно хранятся на яхте, принося удачу в путешествиях.

Больше событий в бортовом журнале: