Экскурсии на производство. История появления частного яхтинга

10.04.2021

Частный яхтинг сегодня – широкое понятие, включающее несколько основных направлений. Это одновременно сфера бизнеса, основанного на производстве и чартере яхт, а также отдых, путешествие или соревнование на яхте. Можно считать, что история яхтинга начинается вместе с историей мореходства в целом – с тех пор, когда человек изобрел подобие паруса и впервые вышел под ним на открытое водное пространство. Современный яхтинг, как бизнес, развлечение и спорт, зародился сравнительно недавно.

Для справки: самая первая яхта появилась примерно в начале 16 столетия. Ее создали в Голландии как быструю и маневренную лодку небольших размеров, на которой было бы удобно пересекать море и преследовать при необходимости противника – преимущественно грабителей- пиратов. Называлась она «яхта» от голландского слова «гнаться, преследовать». Термин закрепился, и широко используется во всем мире по сей день, правда, в несколько другом значении.

Первые примеры и развитие

Яхтинг — как развлечение, ввел английский король Чарльз II в семнадцатом веке. Он первым стал устраивать на борту пиршества, балы, разнообразные светские развлечения для своих придворных и гостей. Спустя 200 лет яхтинг стал популярен как вид спорта. На то время, впрочем, как и сегодня, яхтами владели только состоятельные люди. Построить легкое, быстрое и надежное судно дорогого стоило: использовалась качественная древесина для корпуса и снастей, а отделывались лодки золотом, изысканной резьбой и инкрустацией. Еще дороже обходился наем команды, капитана и содержание корабля.
Владельцы судов тех времен либо вкладывали деньги в производство – как, например, английская королева Виктория, благодаря которой яхты получили широкое распространение и стали более доступны, — и затем выставляли судна на соревнования, использовали для собственных нужд. Или покупали уже готовые яхты и устраивали на них роскошные пиршества, регаты и прочие забавы. Престижным считалось получить яхту в подарок или самому подарить её.

Первыми частными яхтсменами в тот период были испанский король Хуан-Карлос, король Греции Константин и принц Дании Генрих. Тогда же стали проводить первые соревнования – чья яхта будет быстрее и маневренней. А в 1718 году Петр Великий, известный как страстный поклонник мореходства и кораблестроения, по возвращению из Европы выстроил первую в России «Невскую флотилию» и основал первый в мире яхт-клуб. К слову, первым российским частным яхтсменом стал именно он.

Примерно с середины 19 столетия начинают проводиться международные соревнования, победителями которых становятся крупнейшие производители и владельцы яхт США, Голландии, Англии, Австралии. В 20 веке с изобретением двигателя яхты получили в свое распоряжение моторы. И это становится переломным моментом в развитии яхт-спорта и производства яхт тоже. Теперь скорость судна определялась мощностью двигателя, а не капризами природы или мастерства команды. От размерности, веса, оснащения лодки зависели ее возможности на воде. Яхты по-прежнему оставались «игрушкой» богатых и состоятельных.

Но теперь наряду с техническим характеристиками к дизайну и уровню комфорта предъявлялось куда больше требований. Одновременно интенсивно развивалось производство недорогих спортивных яхт из более доступных материалов – золото, серебро и дерево уступили место алюминию, пластику, металлу и углеродистым волокнам. Главным в таких моделях был двигатель, именно такие модели приобретались частными лицами для участия в кругосветных регатах и соревнованиях.

Современный частный яхтинг

Сегодня для того, чтобы принять участие в соревнованиях, регате, просто выйти в море под парусом необходимо пройти как минимум обучающие курсы. Или нанять собственную команду с капитаном. Прибавьте к этому стоимость самой яхты или затраты на ее изготовление по спецзаказу, чтобы все было, как мечталось – и становится очевидным, что удовольствие это по-прежнему дорогое. Потому новичкам сразу же тратиться на покупку судна может быть не всегда рентабельно. Как альтернатива – чартер яхт.

На аренду яхты будет затрачено примерно столько же средств, сколько на пребывание в хорошем курортном отеле. Зато на оговоренный период любитель морских путешествий и развлечений получает в полное распоряжение яхту своей мечты – мини-судно на 3-7 человек для небольшого вояжа у морского побережья с самым необходимым и мотором средней мощности, или же габаритную морскую яхту, сравнимую по водоизмещению с морским крейсером, способным покрыть длительный переход и разместить в люксовых условиях до полусотни человек (не считая экипаж и обслуживающий персонал).

Одной из первых услуги чартера яхт стала предоставлять компания Sunsail. Владельцы компании подписали договор с известным производителем яхт Jeanneau Yachts, после чего был создан одноименный бренд и открыты базы доступных в аренду яхт по всему миру. Сейчас пять самых крупных чартерных компаний в мире предлагает спортивно-круизные суда различных габаритов от ведущих европейских производителей – помимо Jeanneau это Beneteau, Dufour, Bavaria, Hanse.

Яхты класса люкс, как и несколько веков назад, отделывают золотом, титаном и другими драгоценными металлами, древесиной элитных сортов, благородными минералами, оснащают двумя, тремя и даже пятью моторами разных типов для повышения ходовых качеств. Самая дорогая и большая яхта в мире принадлежит, конечно же, российскому бизнесмену Роману Абрамовичу – кстати, даже её можно получить в аренду и устроить сказочный уик-энд в открытом море. Но для заядлых морских волков, неизлечимых романтиков, страстных поклонников водных просторов всегда доступны более бюджетные, компактные яхты, позволяющие с комфортом и легкостью осуществить мечту каждого мореходца – совершить кругосветную регату.

Больше событий в бортовом журнале: