Что нужно знать, пересаживаясь на катамаран с яхты

12.08.2021

Катамаран и яхта построены по разным принципам. Главное отличие в том, что у яхты один объемный корпус, достаточно сильно погруженный в воду. У катамарана — два небольших корпуса, которые как бы опираются на водную гладь. Из-за этого у лодок есть много различий в мореходных качествах, управлении и комфорте. Если вы впервые пересаживаетесь с яхты на катамаран, некоторые вещи вам будут непривычны. Стоит узнать о них заранее и подготовиться.

Идет ровно

Катамаран почти не качает, крен составляет всего несколько градусов. Это очень мало по сравнению с тем, как идет яхта. Разница чувствуется сразу — со стола ничего не падает, напитки не расплескиваются, можно спокойно ходить по палубе, не рискуя упасть за борт. Многие отдыхающие считают такие условия наиболее комфортными. Особенно это важно для тех, у кого морская болезнь, и прогулки на яхте только портят впечатление. Если же хочется драйва, ощущения волн и ветра — на катамаране, скорее всего, будет скучно.
За счет небольшого крена у двухкорпусника может быть больше парусность, чем у яхты. Однако, увеличивая парусность, нельзя допускать сильного крена, чтобы не достигнуть угла опрокидывания. Когда это произойдет, восстанавливающий момент окажется опрокидывающим.
Боковые волны катамаран хорошо гасит. Поэтому на стоянке боковая волна его не качает. Однако встречные волны он режет плохо. Из-за этого управлять судном довольно сложно, если двигаться против волн. Что касается скорости, то на полном курсе двухкорпусник идет наравне с яхтой, иногда и быстрее. На остром курсе — медленнее.

Просторный и вместительный

На катамаране всегда просторно и удобно. У него большой кокпит, а площадь камбуза как у кухни в современной квартире. Для вещей места предостаточно. Салон часто имеет панорамный обзор. На носу натянута сетка, на которой очень здорово отдыхать. Нередко там располагают мягкую мебель и стол для легкого перекуса.
Все зоны находятся на одной открытой площадке, поэтому можно свободно перемещаться и любоваться морским видом. На яхте же приходится спускаться и подниматься по узким лестницам, не в каждом помещении есть хороший вид на море.

Может плавать там, где яхты не пройдут

У катамарана намного меньше осадка по сравнению с яхтой. Это дает большое преимущество в местах с пологим дном. Например, можно стать на стоянку вдали от порта, если есть желание уединиться, или подойти к самому берегу необитаемого острова.

Занимает больше места в порту

Двухкорпусник габаритнее яхты, ему нужно больше места на стоянке. С этим нет проблем, кроме случаев, когда в марине собирается много лодок. Если известно, что в определенное время наступит ажиотаж, придите раньше и займите место. Не стоит становиться рядом с однокорпусными лодками. Обычно они сами держаться поодаль от двухкорпусников. Дело в том, что на якоре яхты двигаются медленно и дружно около цепи. Катамараны — быстрее и по другому пути из-за малой осадки и большой парусности.

Особенности управления и маневренность

На катамаране посадка рулевого может различаться. В одних моделях она высокая и рулевой видит все вокруг. В других — низкая, из-за чего обзор ограничен. На таких катамаранах иногда ставят впередсмотрящего.

На большой скорости катамаран плохо управляется штурвалом. Поэтому стоит научиться управлять двигателями. На них можно использовать разные обороты и хорошо выполнять маневры. При швартовке некоторые рулевые обходятся без штурвала, управляя только движками — так более эффективно.

Чтобы было проще освоить управление движками, опытные шкиперы советуют взяться за обе рукоятки и развести в стороны большие пальцы. В таком положении пальцы укажут, в каком направлении движется корма или нос. Теперь зафиксируйте штурвал, полностью закрутив гайку, и примите любую точку на воде за маяк. Например, в воду можно сбросить транец. Подходите к нему с разных сторон и отрабатывайте навыки управления. Используйте двигатели при швартовке хотя бы первое время и не отвлекайтесь на штурвал.
Также пробуйте работать двигателями в разные стороны. Изучайте поведение судна. Чтобы понять, насколько хорошо вы проходите узкие места, разворачиваетесь, попросите кого-нибудь из команды стать на борт, противоположный вашему месту, и говорить вам о всех маневрах.

Больше событий в бортовом журнале: