Блокировка Суэцкого канала в марте 2021, как это было?

10.10.2021

Рассказываем о событиях, затронувших весь мир.

23 марта текущего года произошло широкомасштабное ЧП на территории Египта. Чрезвычайное происшествие связано с расположением в стране важной водной артерии, связывающей Красное и Средиземное моря — Суэцким каналом. Он оказался заблокирован контейнеровозом с большой грузоподъемностью. Стоит уточнить, что через этот канал проходит приблизительно 10-12% мирового товарооборота. По Суэцкому каналу корабли осуществляют доставку разных товаров в Европу, в том числе переправляется нефть и сжиженный газ.

Что стало причиной блокировки

После случившегося инцидента в Суэцком канале 23 марта 2021 года, была создана комиссия, призванная провести расследование ЧП. В ходе выяснения причин блокировки водной артерии, было установлено, что несмотря на свою крупногабаритность и грузоподъемность, контейнеровоз имеет большую парусность. Поэтому корабль из-за сильного ветра, который бушевал в этом регионе и песчаной бури, развернуло практически поперек канала и он сел на мель носом и кормой. Также разрабатывалась версия вины капитана судна, так как были предпосылки проблем с управлением. С учетом того, что судно было на некоторое время обесточено, выполнить какие-либо маневры было достаточно затруднительно, но комиссия эту версию не исключает.

Следует сказать, что из-за блокировки контейнеровозом Ever Given Суэцкого канала образовался т.н. «затор». В течение недели в очереди собралось около 400 судов, три из них оказались заблокированными непосредственно в самом канале. Некоторые из кораблей все же развернулись и пошли в обход. Им пришлось воспользоваться альтернативным путем, через мыс Доброй Надежды, а это дополнительные 9,6 тыс. км маршрута. Соответственно, такие маневры послужили увеличению расходов на доставку груза.

Как удалось возобновить проходимость судов по Суэцкому каналу

Операция по снятию с мели контейнеровоза Ever Given затянулась почти на неделю. 29 марта удалось освободить только заднюю часть (корму) судна, а нос по-прежнему оставался в песчаном плену. Дело в том, что обозначенный корабль является практически одним из самых больших в мире, ведь он способен перевозить груз свыше 200 тысяч тонн. На сей раз 400-метровое судно было загружено 20 тысячами контейнерами, каждый из них весит не менее 10 тонн, именно это и усложняло работу, связанную с разблокировкой Суэцкого канала.

Для освобождения Ever Given были задействованы буксирные суда, которые пытались его развернуть, чтобы поставить вдоль берега. Также для снятия с мели использовались корабли для углубления дна непосредственно под контейнеровозом. Дополнительно работали несколько бригад экскаваторов, которые раскапывали судно на поверхности. В ходе спасательной операции, пришлось выбрать около 44 тысяч тонн песка.

Больше всего египетские власти опасались, что в случае, если контейнеровоз не удастся снять с мели, его придется разгружать . Это бы заняло не менее недели, а значит компании понесли еще больше убытков. Даже недельная блокировка Суэцкого канала привела к многомиллионным потерям. В частности, из-за простоя мировая экономика теряла около 400 миллионов долларов в час, а за неделю сумма накопилась примерно в 70 миллиардов $.

Управление канала из-за причиненного ущерба, а также за выполнение спасательной операции контейнеровоза потребовало от японской компании Shohei Kisen (Сеэй Кисен) компенсации. Изначально ее размер составлял 916 миллионов долларов, но после сумма требований была уменьшена до 550 млн. В свою очередь, японская компания, которой принадлежит судно заблокировавшее Суэцкий канал готова возместить убытки в размере 150 млн. 

Больше событий в бортовом журнале: